Macmillan Teacher + Задать вопрос

 FCE    Опыт подготовки учащихся к экзамену FCE

Опыт подготовки учащихся к экзамену FCE

Из опыта преподавания.

На протяжении 6 лет наша школа с углубленным изучением английского языка занимается подготовкой учащихся 9-11 классов к сдаче Кембриджского экзамена FCE (First Certificate in English, уровень B -2 по европейской шкале). Экзамен предусматривает тестирование учащихся по всем основным видам речевой деятельности: аудированию (Listening), чтению (Reading), говорению (Speaking) и письму (Writing), а также по лексике и грамматике (Use of English). Каждый из перечисленных разделов экзамена содержит 4-5 типов заданий, проверяющих сформированность определенных навыков, что ставит перед учителем две задачи:
1) развивать соответствующие навыки,
2) познакомить учащихся с экзаменационным форматом и предоставить тренировочный материал в таком количестве, чтобы довести технику выполнения заданий до автоматизма. Для реализации этих задач в дополнение к основному учебнику мы используем серии Skills for FCE различных зарубежных издательств.

Работая с этими пособиями, мы столкнулись с рядом проблем:

  • несоответствие материала и заявленных тем возрастному развитию наших учащихся;
  • неравномерная подача грамматического материала;
  • несоблюдение принципа от простого к сложному;
  • тематическая нескоординированность, обусловленная тем, что пособия одной серии написаны разными авторами.

Апробируя различные пособия, мы пришли к выводу, что серия "Skills for First Certificate" (авторы - Malcolm Mann , Steve Taylore - Knowles, издательство Macmillan), появившаяся на российском рынке год назад, является наиболее удачной. Все 4 книги в этой серии написаны одним коллективом авторов и построены по единому принципу.

Каждое пособие включает в себя 16 разделов, темы которых едины для всех книг. Выбор тем представляется нам продуманным, логичным и соответствующим интересам наших школьников, что немаловажно для поддержания интереса к изучению языка: "Films", "Occupations", "Health and Fitness", "Fashion", "Technology", "Crime" и др.

Каждый раздел посвящен определенному виду экзаменационных заданий, снимает трудности в его выполнении, подробно шаг за шагом инструктируя учащихся, и завершается рубриками "Exam Know - how" (где суммируются рекомендации по выполнению задания) и "Exam Practice" (где приводится реальное экзаменационное задание, аналогичное разобранному).

Для примера возьмем учебное пособие Reading Unit 1. В этом разделе разбирается следующий тип экзаменационного задания: выбор заголовков для нескольких небольших текстов или абзацев одного текста из ряда предложенных. Количество таких заголовков на 1 превышает необходимое. Сложность такого вида работы определяется несколькими факторами, а именно: время выполнения задания ограничено, заголовки близки по смыслу и не повторяют лексику текста. Чтобы успешно выполнить это задание, учащиеся должны уметь читать текст по диагонали, находить ключевые слова и определять основную мысль, игнорируя незнакомую лексику. Для этого авторы пособия предлагают ряд тренировочных упражнений. Сначала детям дается несколько коротких отзывов о фильмах (задание А стр. 4-5), где нужно определить жанр. Далее (задание В) они должны объяснить свои выбор, выделив в тексте ключевые слова. Например :

You"d better bring your tissues if you are going to see the latest film from Sam Goldberg. From the very beginning he plays with our emotions. Based on a true story, the film follows the heroine, Nadine, through her struggle with cancer and her developing relationship with the young doctor trying to save her. Goldberg lets us in to their hearts as if we had known them all their lives.

По ключевым выражениям bring your tissues, plays with your emotions, her developing relationship, lets us into their hearts учащиеся определяют жанр - romance. Затем (задания С, D стр. 6) авторы просят соотнести приведенные выше отзывы с названиями фильмов и обосновать свой выбор:

  • Last Days of Innocence
  • Where Does It Hurt?
  • Starbase Seven Alpha
  • They Walk at Midnight
  • Caught in the Net

К нашему тексту могут подойти как первый, так и второй заголовки. Следует отметить, что этот вид задания сложнее предыдущего, так как требует не просто определить тему абзаца, но и установить логическую связь между текстом и заголовком. В нашем случае слова LAST DAYS перекликаются со словами STRUGGLE WITH CANCER и TRYING TO SAVE ,а ключевое слово заголовка HURT со словом DOCTOR .

Следующим этапом формирования навыка будет определение основной мысли текста (задания E , F стр. 6, 7), для чего учащимся предлагается подобрать 1 из 3 заголовков к каждому. Например :

A terrible script / Poor leadership / Future possibilities

The dialogue is slow and too much of the film is people pausing and looking at each other. Donna Short, the director, must take most of the blame since it is her job to guide the actors. It"s difficult to see exactly why she was given this film when her last two efforts, Catch Me, I"m Falling and The Man Next Door, were so unexciting. Let us hope that John Devon"s career can recover.

Правильным ответом будет 2-й заголовок, потому что, по мнению авторов, низкое качество фильма - вина режиссера ("... the director must take most of the blame ..."). Раздел завершается полноформатным экзаменационным заданием (стр. 8-9).

Хочется отметить, что в книге для учителя вместе с правильными ответами даны пояснения, что облегчает нашу работу.

Объем каждого раздела позволяет проработать его в течение сдвоенного урока, при этом основная работа проводится в классе, где снимаются все трудности. В качестве домашнего задания можно использовать задания рубрики " Exam Practice ", небольшие по объему и закрепляющие изученный в классе материал.

Книги серии обеспечивают систематическую работу над лексикой по темам. В каждом разделе пособий "Reading", "Writing", "Listening and Speaking" есть рубрика "WordPerfect", где новые слова даются в контексте, поясняющем их смысл без прямого перевода. Например, "An actor might wear a costume, but businessmen wear suits ." Прямой перевод выделенных слов («костюм») не объясняет нюансы их употребления. "Something suits you when it looks good on you because of the style or colour of it.' Смысл выделенного слова понятен из контекста, в то время как прямой перевод «идет, подходит» может ввести в заблуждение ("Reading" Unit 14 p 85). Понимание значения и особенностей употребления слов проверяется упражнениями на заполнение пропусков в этом же разделе.

Еще одна полезная рубрика называется "Grammar Focus' и присутствует в каждом разделе всех 4 пособий. Не являясь дополнительными грамматическими упражнениями, как можно было бы подумать, данные здесь задания обращают внимание учащихся на смысловую нагрузку и особенности употребления некоторых грамматических конструкций. Например, Reading стр. 21 поясняет и иллюстрирует эмфатические конструкции (He did pass the exam), а Listening and Speaking стр. 21 - изменение смысла разделительного вопроса в зависимости от интонации говорящего.

Во всех книгах серии особым значком отмечены упражнения "Pair work", в которых учащимся предлагается в парах обсудить и выразить свое мнение, отношение к конкретной ситуации, прежде чем вопрос будет обсуждаться фронтально, то есть всей группой. Такие задания позволяют дополнительно поработать в режиме диалога, снимая психологические трудности публичного выступления и давая возможность опробовать свою аргументацию на партнере.

Упомянутый нами выше принцип от простого к сложному соблюдается как внутри каждого раздела, так и от раздела к разделу. Проиллюстрируем это на примере аудирования ("Listening and Speaking" Unit 1 p 5-7). Работа с одним аудиотекстом разбивается на несколько этапов. Сначала учащиеся прослушивают фрагменты текста о кино и должны выбрать только один из предложенных вариантов ответа на вопрос, где говорящий предпочитает смотреть фильмы. Далее фрагменты текста увеличиваются в объеме, а задание усложняется - предлагается выделить и записать выражения, которыми говорящий объясняет свой выбор. Затем текст прослушивается целиком, а задание требует выбрать утверждение, наиболее точно определяющее основную мысль каждого высказывания, при этом мысль выражена другими словами. Что касается пособия в целом, идет как усложнение затрагиваемых тем, так и углубление и детализация работы по развитию навыков. Эту работу можно сравнить с подъемом по винтовой лестнице - на каждом витке мы получаем возможность взглянуть на знакомые вещи с новой высоты.

Проиллюстрируем это на примере пособия "Writing". Unit 1 посвящен уже знакомому ученикам по средней школе письму другу ("informal letter"). Далее (Unit 3) этот вид задания усложняется, трансформируясь в "informal transactional letter", в котором пишущий должен выполнить определенные дополнительные условия, сохраняя разговорный стиль. Unit 7 вводит элементы официального письма на примере письма-заявления о приеме на работу ("letter of application"). Познакомившись с официальным стилем, учащиеся снова используют его в Unit 10 при написании "formal transactional letter", осложненном дополнительными условиями. На этом работа над письмами не заканчивается. Аналогичные виды письменных работ встречаются в Unit 12,13,14 на новом тематическом материале.

Отдельного упоминания заслуживает книга Use of English, которая отличается широтой охвата. Здесь рассматриваются не только грамматические конструкции и тематическая лексика, но и словообразование, фразовые глаголы, синонимичные конструкции, устойчивые словосочетания и слова-связки. Все новые элементы отрабатываются сначала в отдельных заданиях, а в конце каждого раздела собраны в одном задании экзаменационного формата, что удобно для закрепления материала. Среди упражнений пособия особенной популярностью у наших учеников пользуются задания на поиск ошибок, что позволяет им побыть в роли учителя и учит анализировать написанное с точки зрения грамотности. Нам хотелось бы отметить один из способов подачи материала, при котором учащиеся не получают сразу готовых ответов, а должны выбрать верный вариант самостоятельно. Так, например, в Unit 1 стр.6 "Sight and seeing" тематическая лексика вводится следующим образом:

Who ...

looks at tourist attractions? Onlookers/inspectors/sightseers

watches a TV programme? Watchers/viewers/witnesses

sees a crime or accident happen? Sightseers/witnesses/watchers

В теме «Словообразование существительных» (стр.78 Unit 10) при введении однокоренных слов даются варианты:

"fit" - fitness/fitiency

"free" - freement/freedom

"major" - majorness/majority

Прежде чем узнать правильный вариант ребенок мобилизует свой пассивный словарный запас, пробует слово «на вкус». Польза такого вида работы очевидна.

Чрезвычайно важным нам представляется тот факт, что нашим детям нравится работать по этим пособиям. Они отмечают, что большинство текстов, даже использованных для отработки грамматического материала, увлекательны по содержанию. Например, из текстов пособия Use of English учащиеся узнают о том, как появились столовые приборы, кто нарисовал Вини Пуха, как возник баскетбол, как празднуют свадьбы в Ирландии, откуда берутся оливки и многое другое. Все пособия серии отпечатаны на качественной бумаге и хорошо иллюстрированы - их приятно держать в руках. В конце каждого пособия даны необходимые для работы справочные материалы, а в книге Writing - образцы всех видов письменных работ.

Мы рекомендуем данную серию пособий тем, кто хочет успешно подготовиться к сдаче экзамена FCE и получить удовольствие от процесса подготовки.

Цыперсон Майя Борисовна
Заместитель директора школы № 1302 СЗАО г. Москвы
Нежурина Надежда Юрьевна
Учитель английского языка школы № 1302 СЗАО г. Москвы

?