In Company Программа курса изучения английского языка в классах социально-экономического профиля
Цуникова Т.Г., школа № 2010 ЮВАО
In Company Программа элективного курса
Школа №1234 с углубленным изучением английского языка.
In Company Пояснительная записка к элективному курсу
Для 10 - 11 классов профильной школы (экономический профиль) и 9 класса (предпрофильный уровень).
In Company Опыт работы городской инновационной площадки
Сообщение о некоторых результатах работы городской инновационной площадки по иностранным языкам на базе средней школы №1234 с углубленным изучением английского языка
In Company Результаты работы инновационной площадки по иностранным языкам школы №1234
Статья подготовлена зам. директора по иностранным языкам и экспериментальной работе Островской И. В.
Macmillan Guide to Country Studies Программа элективного курса «Сравнительное страноведение англоязычных стран и России на английском языке»
На базе учебного пособия Macmillan Guide to Country Studies. Автор: Цыперсон М.Б.
Macmillan Guide to Country Studies Учебное пособие по сравнительному страноведению
Macmillan Guide to Country Studies Развитие социокультурной компетенции на уроке английского языка
Из опыта работы по УМК Macmillan Guide to the Country Studies О. П. Соколовой учителя высшей категории МОУ гимназии № 63 г. Челябинска
Macmillan Literature Guide Программа элективного курса
На базе учебного пособия для старших классов общеобразовательных учреждений издательства «Макмиллан» - «Macmillan Literature Guide for Russia». Автор: Ларионова И.В., заведующая кабинетом иностранных языков СПб АППО.
Macmillan Literature Guide Обучение английскому языку через литературу
People Like Us Программа элективного курса «Основы межкультурной коммуникации»
На базе учебных пособий издательства «Макмиллан» - «People Like Us». Автор: Нежурина Н.Ю.
Survival English Предпрофильное обучение
Из опыта работы по УМК издательства «Макмиллан» «Survival English» Н. В. Воложаниной - учителя высшей категории МОУ гимназии № 63 г. Челябинска
Survival English Развитие умений и навыков устной речи на уроке английского языка на старшем этапе обучения
Из опыта работы по УМК издательства «Макмиллан» «Survival English» О. П. Соколовой - учителя высшей категории МОУ гимназии № 63, г. Челябинска
Опыт работы городской инновационной площадки по УМК In Company
Сообщение о некоторых результатах работы городской инновационной площадки по иностранным языкам на базе средней школы №1234 с углубленным изучением английского языка
Современное постиндустриальное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане могли самостоятельно и активно действовать, принимать решения и адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. При этом бесспорно, огромное значение получает социальный институт под названием «школа», которая и выполняет заказ общества по подготовке выпускников, способных действовать в современных, далеко не простых, условиях.
Анализ мировых тенденций показывает, что именно профильное обучение в наибольшей степени ориентировано на индивидуальное развитие человека, успешность его адаптации в изменяющемся мире. Это направление становится определяющим в информационно-технологическом обществе 21 века, когда решающим становится уровень образования и создание условий для развития прогрессивных технологий. Переход к профильной школе - один из первых конкретных шагов «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
По постановлению правительства РФ до конца 2005 года проходит эксперимент по профильному обучению. Основная цель - подготовка и апробация комплексной основы для начала массового перехода во всех субъектах РФ на профильное обучение на старшей ступени школы, который, по Распоряжению Минобразования России должен начаться с 2005-2006 учебного года.
Наш опыт имеет непосредственное отношение к реализации концепции модернизации образования в рамках городской экспериментальной площадки.
В качестве элемента предпрофильного обучения в наш Базовый Учебный План (БУП) входит страноведение, история Великобритании и США на базе 7 и 8 классов, в 9 , 10 и 11 классах наши учащиеся изучают английскую и американскую литературу.
Но хотелось бы более подробно остановиться на том курсе, который мы условно назвали «Введение в Бизнес». Последние два года в рамках экспериментальной площадки в нашей школе проводится апробация учебника In Company (pre - intermediate),(издательство Macmillan), автор - Simon Clarke. В будущем мы планируем или сделать Введение в бизнес частью БУПа, или частью элективного курса, а пока на него выделяется один час в неделю из общего английского.
Мне посчастливилось быть на семинаре, где выступал один из соавторов концепции учебника - Jon Hird. Этот учебный комплект ориентирован, по замыслу авторов, на лиц, уже работающих в сфере бизнеса, но чувствующих, что их знания английского недостаточны для успешного карьерного роста. Темы, положенные в основу разделов, часто имеют отношение к их личному опыту.
Поэтому перед началом курса я испытывала некоторые сомнения, связанные с тем, что у наших старшеклассников подобного опыта еще, разумеется, нет, и ожидала определенных сложностей, с этим связанных. Как показала практика, сомнения были напрасны, так как наши дети, современные старшеклассники, хоть и не располагают собственным опытом, но совершенно не испытывают затруднений, выполняя такие задания, как «придумать» свою компанию, сферу деятельности, проблемы, с которыми она может столкнуться. Все это, конечно, за счет того, что современные старшеклассники и выпускники имеют доступ к огромному информационному полю - сети Интернет, которой, зачастую пользуются более свободно, чем, к сожалению, по ряду причин, многие учителя средней школы. Это и является иллюстрацией изменения парадигмы образования, когда привычная нам с детства роль учителя, который является самым главным источником знаний и абсолютно непогрешим, потому что «знает все» изменяется коренным образом. Результаты специальных исследований показывают, что привычные компоненты официальных образовательных систем (учителя и учебники) стремительно утрачивают информационную значимость, причем телевидение прочно удерживает первое место (1992-1999гг.) В 21 веке, в связи с появлением и распространением глобальных информационных сетей картина информационных предпочтений молодежи изменилась. Ядро активных пользователей - молодежь в возрасте 20-34 года, но наибольшими темпами идет прирост аудитории среди подростков 10-15 лет. Активные пользователи каналов он лайн стали меньше смотреть телевизор, а информационное влияние школы уменьшается.
Если вернуться к учебнику, то можно сказать в этом контексте, что он оказался весьма притягательным для старшеклассников, которые чувствовали себя «бизнесменами», имея возможность, например, пользоваться реальными сайтами, адреса которых даны в определенных разделах учебника, или участвуя в ролевых играх. Здесь вполне можно сказать, что данное пособие повышает мотивацию у одних, формируя ее у других, «немотивированных» учащихся.
Одной из отличительных особенностей этого курса, о которой упоминал и Джон Hird на семинаре, является принцип подбора материала. Бухгалтер, к примеру, не найдет в этом учебнике нужной ему терминологии для своих компьютерных программ, так как по мнению авторов, самые главные вопросы бизнеса решаются не во время непосредственного подписания контрактов, а при личном общении в неформальной обстановке - в лифте, холле гостиницы, баре и т.д. Именно в таких ситуациях рождается будущее сотрудничество или партнерство, отсюда - ярко выраженная коммуникативная направленность данного УМК.
Прежде, чем я дам краткую характеристику структуре пособия, мне хотелось бы прокомментировать наш выбор уровня-pre-intermediate (существуют еще 3 уровня - elementary, intermediate, upper intermediate). Мы решили, что, принимая во внимание новый пласт лексики и совершенно новый контекст использования уже известных лексических единиц, не следует наращивать трудности и брать следующий уровень (при этом учитывалось, что учебники общего английского в нашей школе выводят учащихся на более высокий уровень владения иностранным языком - уровень первого сертификата и ЕГЭ).
Грамматические упражнения, которые использованы последовательно в каждом уроке, построены таким образом, что их легко можно применять для разноуровневых групп, делая выборку для более сильных и более слабых учащихся (первые очень часто вообще могли освобождаться от большей части чисто грамматических заданий, зато последние, в новом контексте, охотно их выполняли, ликвидируя, таким образом, имеющиеся пробелы).
Итак, немного о структуре УМК. Каждый уровень курса состоит из 20 уроков и рассчитан на 40 часов аудиторных занятий. В каждом курсе все 20 уроков делятся на 4 темы, по пять уроков в теме, соответственно. Отличительной чертой курса является формирование практических языковых навыков на материале реальных ситуаций общения в мире бизнеса. Кроме того, дается интересный текстовый материал - например, информация об истории создания компьютера, глобальной сети, о Билле Гейтсе и Майкрософте и пр. Комплекс упражнений и заданий каждого урока развивает те речевые компетенции, которые необходимы для сдачи экзаменов - как выпускных или вступительных, так и ЕГЭ или международные экзамены. Так, этот комплекс способствует развитию навыков для успешного решения заданий и первой и второй части экзаменационных работ ЕГЭ, нацеленных на проверку умений в чтении, аудировании, письме и говорении. В результате устно-речевых заданий учащиеся овладевают умениями вести дискуссию и переговоры, проводить беседу в неформальной обстановке, делать презентацию по определенным вопросам в течение минуты, стараясь убедить собеседника, имитируется ситуация телефонных переговоров в ролевых играх, ситуации для которых варьируются от урока к уроку. Практика письменной речи включает написание делового письма, отчета, электронного послания, создание веб-сайта. Каждый урок имеет большое количество упражнений, нацеленных на восприятие устной речи, причем на пленке вы далеко не всегда услышите образцовый акцент диктора Би-би-си, очень часто-это не «носитель языка», так что у учащихся появляется возможность восприятия на слух разных акцентов английского языка.
В приложениях в конце книги для учащихся дается раздел по грамматике и лексике, который делится на уроки, соответствующие урокам учебника, и направлен на закрепление и расширение полученного материала. Каждый раз такой урок начинается с грамматического комментария, затем даны лексические упражнения, которые можно использовать для домашних заданий, самостоятельных работ на уроке и пр. - по желанию учителя. В следующем приложении дается дополнительный материал, в том числе, для ролевых игр данного урока, а также ответы для некоторых лексических упражнений. В последнем приложении даны тексты аудиозаписей. Очень интересна книга для учителя, где в приложении даны великолепные дополнительные материалы для ролевых игр и рекомендации по их возможному использованию.
Успеваемость по всем четырем уровням курса помогают определить лазерные диски с тестами в формате WORD , так что с ними легко работать на компьютере, изменять при необходимости, распечатывать и т.д. Существует также отдельная книга для этого пособия - In Company Case Studies - в которой даны учебные примеры, их можно копировать и использовать как дополнительный материал, делая уроки интереснее и повышая мотивацию учащихся.
В конце мне очень хотелось бы упомянуть также еще одну отличительную черту данного учебника - каждый урок начинается с некоего эпиграфа, это может быть фраза известного писателя - например, Б.Шоу, или анонимное высказывание, очень часто его интересно комментировать. Например, первый урок начинается с разговора двух продавцов:
Первый: Сегодня у меня было несколько очень полезных контактов.
Второй: У меня тоже сегодня заказов не было. (аноним).
Или: высказывание американского продюсера Занука - эпиграф к уроку об умении вести беседу: Если два человека, работающие вместе на одной работе, все время соглашаются друг с другом, то один из них бесполезен и не нужен. Если же они все время спорят...(возможное задание - закончите высказывание и обоснуйте свое мнение). (В оригинале ... тогда не нужны оба).
В заключение можно сказать, что УМК In Company соответствует современным требованиям, предъявляемым к обучению иностранным языкам. В настоящее время акцент ставится на технологии, лежащей в основе обучения, которая приведет к эффективным результатам. Все большее внимание привлекают модульно-блочные технологии, когда практически решается задача перевода обучения на основу субъект-субъект и ученик перестает быть пассивным объектом обучения. На основе этой технологии строятся многие УМК, In Company не является исключением. Работая с этим учебником, легко организовать занятие таким образом, что обеспечивается развитие мотивации учащегося, его самостоятельности, умения работать в группе, осуществлять самоуправление своей познавательной деятельностью.
Результаты выпускных экзаменов по английскому языку в группах 11-х классов, когда впервые, в течение 2003-2004 учебного года был включен курс Бизнеса, показали очень высокий процент качества обученности: мониторинг проводился по всем четырем видам речевой деятельности и показал 100% уровень обученности на выпускном экзамене и письменном зачете против 90% в первом полугодии. Конечно, немалую роль здесь сыграл данный экспериментальный курс.
Руководители экспериментальной площадки - директор школы И.Г.Волошко и зам.директора по иностранным языкам И.В.Островская, материал подготовлен учителем О.В.Андрушкевич
Результаты работы инновационной площадки по иностранным языкам школы №1234
Наша школа стала городской экспериментальной площадкой по языковому образованию совсем недавно = в 2003-2004 учебному году.
Целью создания ГЭП совместно с Департаментом образования МИИО и издательством Макмиллан является реализация программы «Столичное образование три» и переход школы к профильному обучению, а также подготовка выпускников школы к национальному экзамену по иностранному языку (ЕГЭ) и международным экзаменам.
Учителя школы используют в своей работе традиционные и современные технологии обучения, интегрируя УМК издательство «Просвещение» с учебными пособиями издательства «Макмиллан», что дает возможность осуществить принцип преемственности в обучении с дошкольного возраста до старшей школы.
Неоспоримым преимуществом пособий "Way Ahead", "Ready for FCE" является аутентичность текстов, темы которых позволяют правильно оформить свою точку зрения, грамотно вести дискуссию, содержат материалы по проектному обучению и продуманную систему текущего и итогового контроля.
Особенно хочется остановиться на использовании Интернет-ресурсов к вышеназванным учебным пособиям, которые в полной мере помогают реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении, расширить кругозор учащихся, облегчить работу учителя в классах с разноуровневой подготовкой учащихся, организовать познавательную деятельность ученика с учетом его индивидуальных особенностей и интеллектуального развития, осуществлять интегративный подход к обучению.
Каждому уроку учебников соответствует раздел сайта, который предлагает большой выбор специально отобранных дополнительных материалов, как для учителя, так и для учащегося.
Использование учебного пособия «In Company» в школе 3-ей ступени в рамках профильного образования позволяет формировать практические языковые навыки на материале, отражающем реальные ситуации общения в мире современного бизнеса, развитие профессиональных навыков написания деловых писем, умений вести беседу в деловой обстановке, делать разного рода презентации с использованием программы Power Point .
Основной целью обучения иностранным языкам является воспитание личности, способной вступать в межкультурную коммуникацию, умеющей работать и использовать информационные технологии. В текущем учебном году около 130 учащихся 8-10 классов школы приняли участие в читательском марафоне "Reader Marathon", организованном Британским Советом, МИОО и издательством «Макмиллан». Несмотря на достаточно трудные условия конкурса, почти все учащиеся прочитали 21 книгу американских и английских авторов за отведенные на это 2.5 месяца. Участники марафона заняли первое место среди школ Москвы, что было отмечено руководством Британского Совета и Библиотеки иностранных языков.
Участники инновационной площадки активно выступают с докладами, делятся опытом на городских и окружных семинарах, по проблемам «Выбор УМК», «Развитие эмоциональных способностей учащихся», «Использование информационных технологий при обучении иностранным языкам», «Современные тенденции языкового образования». В эксперименте в настоящее время участвуют 570 учащихся школы и 14 учителей иностранного языка.
Зам. директора по иностранным языкам и экспериментальной работе
Островская И.В.
Учебное пособие по сравнительному страноведению Macmillan Guide to Country Studies
Когда появляются новые учебники, учебные пособия или словари, хочется узнать, чем они отличаются от множества уже существующих, для кого предназначены и с какой целью написаны? Попытаемся ответить на эти вопросы.
Одно из основных отличий учебного пособия по сравнительномуис страноведению Macmillan Guide to Country Studies (авторы Ощепкова В. В. и Кевин Макниколас) - в том, что центром его содержания является наша страна, пособие создавалось для российского учителя и ученика. Материал учебника позволяет учителю осуществлять нравственное воспитание учащихся, а учащимся глубже осознать родную культуру. Одновременно пособие ориентировано на усвоение общечеловеческих ценностей, воспитание уважительного отношения к иным культурам. Macmillan Guide to Country Studies знакомит учащихся с наиболее значительными событиями из истории, экономики и культуры четырех стран: России, Великобритании, США, Австралии. Все события относятся ко второй половине XIX века — периода радикальных изменений в каждой из четырех стран:
- Россия избавляется от крепостного права и прочно вступает на путь рыночных отношений;
- США освобождается от рабовладельческой системы на юге страны, сдерживавшей индустриальное развитие всей страны, переживает бурный рост промышленности, серьезные изменения в социальной структуре общества;
- в Великобритании вводятся судьбоносные для страны правовые, экономические, образовательные реформы;
- Австралия стремительно проходит путь освобождения от колониального правления к федерализму и образованию независимого государства. В этот период наиболее ярко проявляются особенности развития каждой страны, которые отражают общие закономерности развития человеческого общества.
Пособие адресовано учителям и учащимся профильной школы (гуманитарного, естественнонаучного, информационно-технологического профилей) и рассчитано на 68 учебных часов.
Цель данного пособия - не только способствовать развитию навыков всех видов чтения: ознакомительного, просмотрового и поискового в соответствии с программой по иностранным языкам для общеобразовательных учреждений, — но и формировать навыки письменной и устной речи, используя тексты для чтения в качестве контекста. На основе исторической тематики учащимся предлагаются задания и упражнения, связанные с современной жизнью, развивающие навыки практического владения языком. Учебное пособие целенаправленно готовит к единому государственному экзамену.
Пособие состоит из двух компонентов: книги для учащегося и книги для учителя. Книга для учащегося, состоящая из двадцати разделов, построена по принципу интеграции знаний по иностранному языку и нескольких учебных дисциплин - географии, истории, экономики, мировой художественной культуры.
Учащиеся знакомятся с географическими открытиями Н. М. Пржевальского, Дэвида Ливингстона, Г. М. Стэнли, Дж. МакДуэлл Стюарта, Р. Берка. Они узнают о кардинальных изменениях в четырех странах, связанных с деятельностью великих
реформаторов: Александра II, королевы Виктории, президента Авраама Линкольна, - а также о Дэниеле Фримене (поселенце, который первым подал заявку на получение земельного участка в США) и о Дреде Скотте (первом американском рабе, осмелившемся защищать свои права в суде).
Прочтут о научно-технических достижениях этого периода в России, Великобритании, США, Австралии: о строительстве Транссибирской железной дороги в России, американской трансконтинентальной железной дороги, телеграфной линии через огромный австралийский континент; о создании системы почтовой службы США, проведении Всемирной промышленной выставки в Лондоне, объединении экономики разрозненных австралийских колоний Великобритании. Осознают величие вклада в науку и культуру людей, широко известных далеко за пределами своих стран, - П. И. Чайковского, И. Е. Репина, Ч. Диккенса, Ч. Дарвина, А. Г. Белла, Т. Э. Эдисона, Д. Форреста, Неда Келли.
Больше узнают о достижениях в области литературы и искусства - о творчестве Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, У. Морриса, У. Уитмена, Г. Коула. Все двадцать разделов имеют единую структуру и содержат два текста с заданиями. После каждого текста приведены сложные для произношения слова и их транскрипция. В конце учебного пособия помещены ключи во всем упражнениям и заданиям и англо-русский глоссарий слови выражений с транскрипцией. Обращаем внимание на то, что в текстах, посвященных США, сохраняются лексические, орфографические и грамматические особенности американского варианта английского языка.
Первый текст каждого раздела предназначен для ознакомительного чтения. Текст содержит семь-восемь незнакомых слов. Задача учащихся - понять основное содержание текста, обращаясь к словарю лишь тогда, когда незнакомые слова затрудняют его понимание.
Второй текст каждого раздела предназначен для изучающего чтения с полным пониманием прочитанного. Текст содержит до семи-восьми незнакомых слов и выражений. При работе с текстом учащиеся могут пользоваться словарем, а также опираться на языковую или контекстуальную догадку. Основная задача - полностью понять содержание текста.
После второго текста следуют упражнения и задания на проверку понимания прочитанного. Развиваются умения понимать смысл и проблематику текста, используя элементы анализа текста, прогнозировать развитие и результат излагаемых фактов (событий), отделять основную информацию от второстепенной, отбирать значимую информацию и т. д. Чтение как рецептивный вид деятельности предполагает усвоение большего количества новых
слов, расширяет рецептивный словарь учащихся. У учащихся развивается умение догадаться о значении слова по контексту, выбрать одно из значений слова.
Подчеркнем, что тексты для чтения служат контекстом для формирования навыков письменной и устной речи. Предлагаемые учащимся задания учитывают интересы подростков, связаны с современностью. Учащиеся приобретают умение выбирать языковую стратегию, соответствующую ситуации общения, используя официальный, полуофициальный и неофициальный стили, учатся выстраивать логичное по форме и содержанию устное или письменное высказывание.
В письменной речи учащиеся приобретают умения:
• письменно фиксировать ключевые слова и фразы в качестве опоры устного высказывания;
• составлять письменное сообщение по предложенному плану, ключевым словам и фразам;
• составлять письменное сообщение разных жанров: развернутое и краткое письмо, отчет, открытку, сочинение, телеграмму, заявление о приеме на работу, заявку на получение патента, дневниковую запись, письмо в газету.
Материал учебного пособия способствует формированию умений монологической и диалогической речи: развитию умений обмениваться фактической и оценочной информацией, начинать, поддерживать и завершать общение, высказывать и аргументировать свою точку зрения, описывать события, излагать факты, приходить к совместному решению предложенной для обсуждения проблемы.
В учебном пособии повторяются грамматические темы: временные формы глагола в активном и пассивном залоге ( Present Continuous , Past Simple , Past Perfect), герундий, артикль, фразовые глаголы. После каждого текста приводятся предложения для перевода с русского на английский язык, которые позволяют не только повторить соответствующие грамматические явления, но и могут служить планом для развернутого или краткого пересказа содержания текста.
В написанной на русском языке книге для учителя, учитель найдет подробные рекомендации, ключи ко всем заданиям и упражнениям, дополнительный материал, включающий предложения на перевод и ключи к переводу.
Тематика разделов позволяет учителю творчески подходить к подбору материала, увеличивая количество часов на тот или иной раздел по своему усмотрению. Материал учебного пособия может быть использован полностью или выборочно, в зависимости от интересов учащихся, от выбранного профиля обучения. Так, в классах с углубленным изучением географии основой курса могут служить первые четыре раздела, посвященные географии стран. При углубленном изучении истории - разделы 5-8; в классах с углубленным изучением экономических проблем - разделы 9-12 и / или разделы 13-16, в тех классах, где изучается мировая художественная культура, - разделы 17-20 и / или 13-16.
Материал пособия может использоваться выборочно. Учитель и ученики могут уделить больше времени и отдать предпочтение материалам о той или иной стране, в зависимости от конкретной учебной цели.
Развитие социокультурной компетенции на уроке английского языка
MACMILLAN Guide to the Country Studies
(Victoria Oschepkova, Kevin McNicholas)
Для успешного овладения иностранным языком необходимо сочетание нескольких компонентов: стимулы к использованию языка как средства общения, способности человека к овладению иностранной языковой деятельностью и непосредственный доступ к языку и культуре другого народа. Эффективность овладения языком зависит от готовности человека к интеграции в новую социокультурную среду. Поскольку иностранный язык изучается в школе вне социального окружения, этот процесс осуществляется путем воспроизведения и усвоения определенного опыта в соответствии с заданной целью.
Условия изучения иностранного языка носят «искусственный» характер. Следовательно, изучение иностранного языка является управляемым, в отрыве от языковой среды. В связи с этим одним из самых эффективных факторов обучения языку для педагога является погружение учащихся в созданную на занятиях социокультурную среду. Существует много отечественных и зарубежных методик, позволяющих «войти» в среду реального использования языка во взаимодействии. Немаловажным является подбор содержания учебного материала.
В связи со спецификой нашей гимназии, где профилирующими являются предметы социально-экономической направленности, при обучении английскому языку целесообразно использовать принцип интеграции знаний по английскому языку и нескольким учебным дисциплинам: географии, истории, культурологии, политологии, права, экономики. Процесс интеграции, по моему мнению, протекает очень эффективно, если преподаватель использует материал учебного пособия «Guide to the Country Studies» (Student’s Book 1) издательства MACMILLAN.
20 разделов пособия содержат тексты по перечисленным выше темам. После каждого текста приведены сложные для произношения слова и их транскрипция. Есть англо-русский глоссарий слов и выражений. Социально-экономическая направленность текстов расширяет кругозор учеников, позволяет им демонстрировать знания, накопленные в процессе изучения других предметов. Это существенно повышает уровень информативности гимназистов, что сказывается положительно на их подготовке к экзаменам.
Хочется отметить системность подобранного учебного содержания и его объемность: пособие знакомит с наиболее значительными событиями из истории, экономики и культуры 4 стран (России, Великобритании, США и Австралии). Все события относятся к периоду радикальных изменений в каждой из четырех стран — второй половине 19 века. Информация изложена в соответствии с литературно-разговорными нормами современного английского языка. Пособие используется на уроках в 9 — 10 классах, что обусловлено тем, что именно на этом этапе учащиеся гимназии готовятся к экзаменам: в 9 классе в профильный класс,
Составление монологического высказывания по предложенному плану либо связано с содержанием прочитанного текста, либо с общей темой. Например, после прочтения текста о географических исследованиях и открытиях в России, ребята выполняют задания, которые соответствуют структуре заданий ЕГЭ по чтению
Большой интерес у учащихся вызывает изучение экономики, истории и культуры Австралии. Раздел «Знаменитые люди» предлагает тексты публицистической направленности, учит образцам составления биографии.
Оригинальность предложенной ситуации стимулирует ребят к устной речи: дать совет другу, который собрался в Австралию. Ситуация успешности создается при чтении текстов из раздела «Экономика и технология», так как учащиеся демонстрируют свои знания по теме, легкостью перевода и обсуждение информации. Пособие предлагает материал для повторения темы «Транспорт», «Телевиденье», «Любимые книги». Формированию знаний о культуре стран способствуют темы о знаменитых писателях и поэтах (И. С. Тургенев, Ч. Диккенс, У. Уитман). В работе над текстами ребятам нравится чтение с извлечением информации, а также восприятие части текста на слух. Учащиеся используют Интернет для поиска дополнительной информации или для работы над проектами об известном событии или личности. Устные задания выполняются в форме ролевой игры, например от лица известных личностей или героев. Например, королева Виктория говорит о своей реакции на деморализацию общества и идеях создания «империи морали и фамильных ценностей».
Большую роль в подготовке к письменной части ЕГЭ играют задания по письму: написание письма, истории, эссе, доклада. Пособие дает четкий алгоритм выполнения задания и содержательные сюжеты. С интересом учащиеся пишут доклады (используя и материалы из Интернета), личные письма (например, письмо Надежды фон Мекк к Петру Ильичу Чайковскому), письма — просьбы о принятии на работу. Таким образом, тренируется лексический и грамматический материал основного учебника. Эссе — рассуждения на тему изменений в области экономики, новых технологий требует хорошей лексической подготовки, значительного научного уровня языка, что способствует развитию навыков языкового общения. Примечательно, что в работе над материалами пособия можно эффективно использовать не только проектирование, но и технологию Сингвейна и составление кластеров, которые учат выделению главного. Доступность языкового материала пособия позволяет сосредоточить внимание на мотивации процесса и достижении главных задач: интеграции с другими учебными предметами, повышение информативного уровня, формирование мыслительных навыков, навыков владения устной и письменной речью, создание условий для подготовки учащихся к ЕГЭ.
Языковые явления должны усваиваться учеником в соответствии с коммуникативной направленностью и стимулировать учащихся к построению собственных «свободных» высказываний, стимулировать к свободному и креативному проявлению своей речевой активности. Учебный процесс должен носить творческий характер, доставлять удовольствие.
Пособие «MACMILLAN Guide to the Country Studies» создает условия для данной деятельности,
Данное пособие является большим подспорьем для формирования знаний, умений и навыков овладения английским языком, имеет большую практическую пользу в приобщении к социокультурным ценностям стран изучаемого языка.
Соколова Ольга Петровна, учитель высшей категории.
г. Челябинск, гимназия № 63.
Обучение английскому языку через литературу
Декленко О.А.
При правильной организации учебно-воспитательного процесса изучение зарубежной литературы может явиться мощным фактором для развития творческой личности с высоким уровнем интеллекта. По мнению Л.С. Выгодского «чтение рассказов или описаний предполагает аналитическую деятельность мышления того же типа и той же организации, какие отличают высшие интеллектуальные процессы». Если учесть, что процесс чтения происходит не на родном, а на иностранном языке, а значит, учащиеся вовлечены в сложный процесс опосредования одних общечеловеческих ценностей другими, одной знаковой системы другой, одних культурно-исторических реалий другими, то станет очевидным, что пренебрегать таким средством психического развития – по крайней мере, не разумно. Как только мы начинаем приобретать некоторые знания о языке, нам надо представлять то, что можно сделать с этим языком. Одним из лучших способов изучения этих возможностей является знакомство с творчеством писателей, которые в разные периоды развития истории и культуры общества «исследовали язык и расширили границы его применения». Когда мы обучаем литературе, мы на самом деле учим наиболее правильному использованию языковых средств, вовлекая в диалог и поощряя всех учащихся этого увлекательного процесса. Ключевой концепцией обучения иностранному языку на основе литературных произведений является развитие литературной компетенции, воображения и творческого потенциала учащихся, нежели отношение к предмету как к способу развития навыков устной речи посредством заучивания и пересказа биографии писателей. Изучая литературу, можно доказать учащимся, что творческое письмо – это не привилегия избранных, а то, в чем они сами могут принять участие. Этот вид деятельности способен доставить удовлетворение и радость от написания короткого эссе, небольшого стихотворения или художественного перевода. Последний вид деятельности способствует развитию языковой компетенции не только в иностранном языке, но и родном. Создать атмосферу познания и творчества помогает учебник «Literature Guide» издательства «Macmillan», при использование которого у учащихся формируются такие умения и навыки как умение извлекать информацию и сопоставлять факты, совершенствуются все виды речевой деятельности. «Survival English» Из опыта работы Воложаниной Натальи Васильевны, учителя высшей категории МОУ гимназии № 63 г. Челябинска. Пособие предназначено для широкого круга лиц, которые по роду своей деятельности путешествует по англо-говорящим странам, и вступают в коммуникативные отношения с разными людьми в разных речевых ситуациях. Поэтому данное пособие не случайно называется «Survival English.» — английский язык для выживания. Языковой уровень «Survival English» соответствует среднему уровню обученности в нашей гимназии, а именно уровню учащихся Каждое учебное пособие снабжено компакт-диском, и учащиеся имеют прекрасную возможность прослушать материал еще раз дома для более прочного усвоения и развития аудитивных навыков. Кроме этого, в книге для учащихся имеются тексты аудиозаписей, задания для коммуникативной деятельности, парной и групповой работы по разным темам курса, грамматический файл, вокабулярный файл, содержащий лексику по темам и культурно-стратегический файл, поясняющий ряд обычаев и традиций страны по каждому тематическому разделу. Как же сочетать пособие для деловых людей и изучение его семиклассниками? Мною выбрана методика прохождения данного курса в форме ролевой игры. Дети (учащиеся группы) вместе с «родителями-бизнесменами» (реальные лица в учебнике) путешествуют по англоговорящим странам. Спецкурс так и называется «Путешествием с родителями». А если дети путешествуют с родителями, они волей-неволей оказываются вовлеченными в разные виды общения. Уровень знаний английского языка их книжных «родителей» (да и настоящих родителей) в реальности оставляет желать лучшего. Именно со своими родителями дети обычно путешествуют. Проблемные ситуации, которые можно решить только при условии владения английским языком, возникают практически на каждом шагу. И очень часто дети являются переводчиками и проводниками своих родителей, которые призывают их на помощь. Если на деловых встречах всегда присутствуют переводчики, то в бытовых ситуациях родители порой не могут решить обыденные проблемы. Так по сюжету нашей ролевой игры, дети приходят к ним на помощь и помогают выжить в необычных для них условиях. А когда их родители-бизнесмены сидят за столом переговоров или работают, дети (а по правилам ролевой игры, это дети из разных стран) встречаются и общаются между собой. Семиклассники учатся преодолевать языковой барьер, находить выход из данной ситуации, запросить нужную информацию, пожаловаться на качество услуги в отеле, заказать еду в кафе, объяснить или спросить, как пройти в пункт назначения или просто начать и поддержать беседу в рамках речевого этикета данной страны. Для практики языкового общения учебник предлагает диалоги в записи, их трансформацию, замену информационных данных, подстановочные упражнения, дискуссии, чтение информационных листовок и т. д. Учитель может координировать и разнообразить речевую деятельность учащихся, а также провести индивидуальную, парную и групповую работу по ситуации. Занятия проводятся 1 раз в неделю и длятся 45 минут: 30 минутная работа с учебником, завершается закреплением лексики и грамматики по рабочей тетради. Это задания на подстановку лексики или глагольных формы, нахождение соответствий, построение отрицательных и вопросительных форм и т. д. Это позволяет повторить элементарную грамматику, которая является базовой основой и в некоторых случаях вызывает затруднение у ряда учащихся. Такое построение занятий позволяет работать без домашних заданий. Таким образом, к четырем недельным часам обучения по учебному плану прибавляется 1 час практического применения языка, что, несомненно, повышает коммуникативные навыки участников спецкурса. Хочется отметить положительный эмоциональный настрой 7"А" класса на данном занятии. Оно проходит в субботу после уроков. Порой ребятам приходится ждать один урок, но занятия посещаются регулярно. Количество желающих посещать спецкурс с начала года не изменилось и, по словам учащихся, они готовы продолжать занятия и в следующем учебном году. Хочется отметить и положительные отзывы родители 7"А" о данном спецкурсе: они отмечают, что дети с удовольствием посещают спецкурс и поощряют их дополнительные занятия английским языком, что, по их словам, приносит и еще принесет практическую пользу учащимся в них будущей профессиональной деятельности. А некоторым ребятам эти знания уже пригодились во время настоящих заграничных поездок с их настоящими родителями.
Развитие умений и навыков устной речи на уроке английского языка на старшем этапе обучения Работа с учебным пособием Survival English,
Данное учебное пособие предлагает великолепный материал для развития навыков разговорного языка, необходимых для поездки за границу, или, например, для путешествия с родителями. Практика показала, что современные дети лучше владеют этими навыками. Выезжая за границу, они легко могут помочь взрослым запросить информацию и понять иностранную речь. Учебник состоит из 24 разделов, охватывающих всевозможные разговорные и поведенческие ситуации. Учебное пособие содержит диалоги — образцы по данной теме, грамматический материал, социокультурную информацию. В каждом разделе содержатся диалоги для общения и задания к ним или по данной теме. К учебнику прилагается аудиоматериал (диск, кассета). Аудиоматериалом может пользоваться ученик вместе с учителем. Есть кассета только для учителя, когда ученику предлагается прослушивание в классе. В конце учебника размещены тексты аудиозаписей (с кассетой диктора-учителя), задания к некоторым разделам, развивающие коммуникационные навыки, понятийный словарь, социокультурная информация. Рабочая тетрадь содержит дополнительные задания и упражнения по лексике, грамматике, устной речи (в ситуации общения). Возраст учащихся определяет форму: образовательную технологию проведения. Эффективной формой является ролевая игра. Каждый ученик выбирает себе роль: имя, возраст, профессию, должность, страну, цель поездки. А далее, в зависимости от сложившихся обстоятельств (игровой ситуации), они общаются друг с другом, исходя из своей роли. Игровая методика повышает мотивацию учения и интерес к его процессу. Попадая в ситуации взрослой жизни, ребята заранее готовятся к решению некоторых проблем общения, видят перспективы профессиональной деятельности, пути социализации. Учебник предполагает изучение новой лексики и особенностей ее употребления в различных странах: Соединенных Штатах Америки, Великобритании, Канаде. Лексика употребляется в разных языковых ситуациях: в такси, в ресторане, в гостинице, в самолете. Большое значение играет звуковой фон при воспроизведении диалогов: знакомство, разговор по телефону и т. д. Звуковой фон создаёт реальную атмосферу общения, приближённую к реальной жизни. Создаётся ситуация иноязычного общения. Параллельно усваиваются речевые образцы, правила употребления грамматики. Учебник даёт дополнительную информацию о культуре, обычаях стран изучаемого языка. Учащиеся знакомятся с денежными знаками, со спецификой набора телефонных номеров, телефонных кодов некоторых стран, правилами пользования Интернетом, национальной кухней, медицинским обслуживанием. Интересно, что подростки не испытывают растерянности при попадании в затруднительную ситуацию. Они пытаются вести себя, как взрослые. Им очень нравится их роль, они вполне серьёзно проигрывают предложенную ситуацию. Значительно расширяется словарный запас. Ребята отрабатывают структуру вопросительных предложений, навыки пользования репликами согласия, несогласия, одобрения, восхищения, благодарности, вежливого общения. Материал учебника и упражнения в рабочей тетради разнообразны по форме: выбрать правильный вариант, вставить слово, соединить реплики, дополнить записи, расположить в логическом порядке, что привлекает учащихся к их выполнению. Учащиеся отрабатывают навыки аудирования, прослушивая записи диалогов в классе и дома. Тексты аутентичны, что позволяет учащимся окунуться в реальную языковую атмосферу. Кроме игровых техник, на занятиях могут использоваться приемы на языковую догадку, обобщения, выделения главного, на логику высказывания. В качестве обобщения проводится большая ролевая игра, где ребятам поэтапно предлагается проиграть все изученные ситуации, совершая свое «путешествие». Задания на каждом этапе выдаются на карточках. Языковое действие происходит в темпе живого вербального общения. Игру можно оборудовать атрибутами, реквизитом и костюмами. У ребят возникает желание ещё ближе познакомиться с культурой страны, например, Канады. Они с удовольствием занимаются работой над проектами, создают слайд-шоу по достопримечательностям страны или сами выбирают тему проекта. Учебник предназначен для обучения людей разных профессий общению, поэтому учащиеся постигают специфику их речи, испытывая первоначальный интерес к той или иной профессии (ведь они ее выбирают). Пособие использовалось на спецкурсе по английскому языку. Проведение занятий в форме ролевой игры способствовало повышению мотивации изучения языка, развитию социкультурных навыков и формированию знаний о культуре стран изучаемого языка. Содержание курса, формы и методы обучения, учебный материал позволяют создать условия для решения коммуникативных и социокультурных задач, которые являются основными, на наш взгляд, в процессе обучения любому иностранному языку.
Гимназия №93
г. Челябинск
издательство MACMILLAN.
Соколова Ольга Петровна, учитель высшей категории.
Гимназия № 63, г. Челябинск.